Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава восьмая

АДВАЙТА-ВЕДАНТА ШАНКАРЫ


III. ЛИТЕРАТУРА

   Главные работы школы адвайта составляют комментарии Шанкары на основные упанишады 14, на “Бхагавадгиту” и “Веданта-сутра”. “Упадешасахасри” и “Вивекачудамани” отражают его общую позицию. Популярные гимны Шанкары, обращенные к различным формам божества, как “Дакшинамурти”, “Стотре”, “Харимидостотра”, “Анандалахары” и “Сундарьялахари”, раскрывают нам его веру в жизнь и оправдывают его любовь к ней. К числу других работ, которые приписываются Шанкаре, относятся: “Аптаваджрасучи”, “Атмабодха”, “Мохамудгара”, “Дашаслоки” и “Апарокманубхути”, а также комментарии на “Вишнудсахасранаму” и “Санатсуджатию”. В произведениях Шанкары нашли свое отражение многие характерные черты его многогранной личности.

   Главный вопрос, касающийся стиля произведений Шанкары,— это вопрос о том, каким образом в них отражаются качества его ума, его сила и логика, настроение и чувство юмора. Философия Шанкары имеет длительную историю, причем с течением времени она прогрессировала. Представители других воззрений защищают свои позиции обычно путем опровержения взглядов Шанкары. Это вызывает необходимость защищать позицию Шанкары в каждом столетии. Однако мы можем проследить надлежащим образом судьбы системы Шанкары лишь в то время, когда он жил 15.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   14 “Чхандогья”, “Брихадараньяка”, “Тайттирия”, “Айтарея”, “Шветашватара”, “Кена”, “Катха”, “Иха”, “Прашна”, “Мундака” и “Мандукья”. Говорят, что Шанкара составил также комментарии на упанишады – “Атхарвашикха”, “Атхарваширас” и “Нрисинхатапания”.

   15 “Varttikas” и “Naiskarmyasiddhi” Сурешварачарьи, “Bhamati” Вачаспати, “Paneapadika” Падмапады и “Nyayanirnaya” Анандагири – хорошо известные трактаты о системе адвайта, составленные непосредственно после эпохи Шанкары. “Kalpataru” Амалананды (середина XIII века) представляет собой комментарий на “Bhamati”. Аппаядикшита (XVI век) написал свою работу “Kalpataruparimala” в виде обширного трактата о “Kalpataru”. Его “Siddhantalesa” является имеющим важное значение кратким изложением различных направлений системы адвайта. Произведение Падмапады “Paneapadika” – тщательно разработанный точный перевод новых четырех сутр – было прокомментировано Пракашейманом (1200 год н. э.) в труде “Раnсаpadikavivarana”. Видьяранья (XIV век), который вообще отождествляется с Мадхавой, написал свою работу “Vivarnaaprameyasamgraha” как подстрочный комментарий на произведения Пракашатмана. Если его “Pancadasi” является классическим произведением поздней адвайты, то и “jivanmuktiviveka” представляет собой значительную ценность. Относительно авторства “Pancadasi” мнения издавна расходятся. Говорят, что Видьяранья, вероятно, написал первые шесть глав, а Бхаратитиртха – остальные девять глав (см. Pitambarasvamin'ed, p. 6). Нишгаладаса в своей работе “Vrttiprabhakara” (р. 424) приписывает первые десять глав Видьяранье, а остальные пять – Бхаратитиртхе. Сарваджнятмамуни (900 год н. э.) составил общее описание взглядов Шанкары в своей работе “Samksepasariraka”, которую прокомментировал Раматиртха. “Khandanakhandakhadya” Шри Харши (1190 год н. э.) является наиболее замечательной работой о диалектике адвайты. Это обширное исследование о бесплодности философии, указывающее на неспособность человеческого ума охватить те возвышенные объекты, которые при его умозрительной способности считаются достойными того, чтобы ими заниматься. В духе Нагарджуны Шри Харша тщательно анализирует общие категории и, ведя читателя длинным и трудным путем, устанавливает ту простую истину, что истинность или ложность чего-либо не может быть окончательно доказана. Все вызывает сомнение, за исключением всеобщего сознания. Вера Шри Харши в первичную реальность духа отличает его от буддистского нигилизма (1.5). Он подвергает обстоятельному рассмотрению праманы системы ньяя, ее теорию причинности и приводит доводы, что ньяя имеет дело с кажущимся существованием, а не с реальностью. Согласно Шри Харше, многообразие вещей не является первичным (1.9), тогда как абсолют есть первичное. хотя он и непознаваем. На этот труд Читсукха составил комментарий в дополнение к другой, самостоятельной работе по этому же вопросу, известной под названием “Tattvadipika”. В “Nyayamrtam” критикуется “Sitsukhiyam”. Эта работа подвергается критике в труде Мадхусуданы Сарвати (XVI век) под названием “Advaitasiddhi”. Рамачарья в своей “Tarangini” критически исследует “Advaitasidhi”. Произведение Брахмананды под названием “Gaudabrohmanandiyam” или “Gurucandrika” является защитой “Advaitasiddhi” от критики “Tarangini”. Шанкара Мишра и Рагхунатха написали самостоятельные работы о “Khandana”. “Vedantaparibhasa” Дхармараджи (XVI век) представляет собой превосходное руководство по метафизической логике, на которую Рамакришна, сын Дхармараджи, составил свою “Sikhamani”. К этому же руководству Амарадаса разработал полезный глоссарий под названием “Maniprabha” в своем труде “Vijnanamrta” (XVI век), где пытается доказать, что дуализм системы санкхья продолжает существовать в самой веданте. Труды “Brahmavidyabharana” Адвайтнанды (XV век), “Ratnaprabha” Гавандананды, “Vedantasara” Садананды (XV век) с их комментариями “Subodhini” и “Vidvanmanoranjani”, “Siddhantamuktavali” Ранашананды, “Advaitabrahmasiddhi” Санандашанды, “Advaitamakaranda” Лабшикхары – произведения огромного значения. Многие из поздних упанишад, как например “Махоупанишад”, и такие религиозные произведения, как “Yogavasistha” и “Adhyatmaramayana”, защищают адвайтизм. “Yogavasistha” характеризуется буддистскими воззрениями (ср. Yad idam drsgate kincit tan nasti kim api dhruvam).

   Yatha gundharvanagaram yatha vari marusthale (II). О системе адвайта [Все, что кажется видимым, на самом деле вовсе не существует, подобно (мифическому) городу гандхарвов, подобно воде в пустыне.] Ведантой было написано много работ, которые ничего не прибавили к глубине и истине высказываний Шанкары. Хотя Сурешвара, Вачаспати, Подмапада, Шри Харша, Видьяранья, Ситсукха, Сарваджнятмамуни, Мудхусудана, Сарасвати, Аппьядикшита принадлежали к одному и тому же направлению, все же они могли сказать нечто новое и отразить некоторую характерную черту сущности абсолютного идеализма, которая не была раскрыта ранее с той же глубиной. Применяя одинаковый метод и выражая одно и то же воззрение, они тем не менее умеют сохранять свою собственную индивидуальность.