Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава третья

АТОМИСТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ ВАЙШЕШИКИ


III. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

   Логика вайшешики весьма мало отличается от логики ньяйи. Познание, являющееся предметом изучения логики, предполагает различные формы, так как его объекты бесконечны. Допускаются четыре вида действительного познания: восприятие (пратьякша), вывод (лаингика), память (смрити) и интуитивное познание (аршаджняна). Восприятие дает нам возможность воспринимать субстанции, качества, действия и общности. Грубые субстанции, состоящие из частей, находятся в пределах доступного восприятиям, тогда как атомы и диады – вне их. Вайшешика допускает йогическое восприятие, посредством которого возникает перцептивное осознание души (атмапратьякша) 23. Под вывод вайшешика подводит сравнение (упаману), традицию (айтихью) и устное свидетельство (шабду) 24. Действительный смысл изречений священных писаний заключен в выводе, основанном на авторитете высказывающихся 25. Как и ньяя, вайшешика отвергает теорию мимансы о вечности звука и абсолютной авторитетности вед 26. Но в то время, как ньяя обосновывает действительный характер вед, исходя из прямой их связи с пророками, ясно понимавшими вечные истины и законы, вайшешика выводит его из не подлежащей сомнению правдивости вдохновенных пророков. Священные писания дают нам реальное познание, а не простые рамышления. Это есть познание вещей, каковы они есть, и в этом смысле они не имеют начала, хотя некоторыми существами они познаются и усваиваются всегда непосредственно целиком, а другими частично. Выдающиеся умы постигли истины и сообщили их нам. Веды как собрание изречений предполагают ученых авторов, и они должны быть обладателями полного и точного познания небес и незримой судьбы (адришты). Постепенно это авторство было приписано богу. “Авторитетность вед проистекает из их сущности как слова божия 27. Прежде чем слова и изречения дадут нам познание, мы должны научиться понимать их значение. Поскольку понимание значения зависит от признания всеобщей связи явлений, устное свидетельство есть частный случай вывода 28. Чешта, или жест 29, артхапатти, или вовлечение 30, самбхава, или включение 31, и абхава, или небытие 32,— все подводится под понятие вывода. Смрити, или упоминанию, отводится самостоятельное место 33. Аршаджняна – это проницательность пророков. Если не считать упоминания, поскольку память воспроизводит только то, что уже было испытано, и если интуитивную мудрость подвести под восприятие, то, согласно взглядам вайшешики, мы получим только два источника познания: интуицию и вывод 34.

   Упоминаются четыре вида недействительного познания: сомнение (саншая), недоразумение (випарьяя), неопределенное знание (анадхьявасая) и сновидения (свапна). Шивадитья сводит их к двум: сомнению и ошибке – и подводит под сомнение догадку (уха), неясное знание и косвенное соображение 35. Шридхара оправдывает выделение сновидения в особый вид на том основании, что “они имеют место только при особом состоянии тела” 36.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

   23 V. S., IX, 1 11 – 15.

   24 Р. Р., р 212.

   25 IX, 1 3.

   26 V. S., II 2. 21-37. IV 1 1. N. S., II. 2. 13 – 40.

   27 Tad vacanad amnayasya pramanyamiti (X. 2 9). См, также “Nyayakandali”, p. 216 и VI 1 1 – 4.

   28 III. 1. 7 – 15.

   29 Р. Р., р 220.

   30 P. 223.

   31 Р. Р., р 225; IX. 2. 5.

   32 Там же.

   33 Р. Р., р. 256.

   34 SSSS, V. 33.

   35 “Saptapadarthi”, 32.

   36 Nyayakandali. p. 185.